» » » Крэпс: история игральных костей

Крэпс: история игральных костей


Игра в кости – одна из древнейших азартных игр на земле. Она была известна в глубокой древности в Индии, Китае, Лидии, Египте, Греции и Риме. Самые старинные дошедшие до нас кости (3 тыс. лет до Рождества Христова) обнаружены в царской гробнице в шумерском городе Ур. Сделанные из слоновой кости и из лазурита, они имеют форму четырёхгранной пирамиды. Два угла каждой кости (две вершины пирамиды из четырёх) помечены особыми украшениями.


Кубические кости с разметкой, практически идентичной современной, были найдены в египетских (XX в. до Р.Х.) и китайских (VI в. до Р.Х.) захоронениях. Точки на гранях древних игральных костей часто изображались в виде стилизованного "птичьего глаза".

Ранние упоминания о костях в древнеиндийских памятниках – собрании гимнов "Ригведа" и эпосе "Махабхарата" – отражают популярность игры в кости в Древней Индии. "Гимн игрока" – первый литературный текст, упоминающий кости, – изображает их как враждебную человеку магическую стихию:

Ведь кости усеяны колючками и крючками,
Они порабощают, они мучают, испепеляют,
Одаряют, как ребёнок, победителя они вновь лишают победы.
Неудачливый игрок пытается заклясть кости, заключает с ними мир:
Заключите с нами дружбу! Помилуйте нас!

В "Махабхарате" эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы – повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров – демонов нижнего мира): Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает кауравам царство, братьев, себя и Драупади – общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде "Махабхараты" – сказании о Нале и Дамаянти весь сюжет строится вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости, превратившись в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду.

Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль.
(Н. Гумилёв. Стансы)

Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.

В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Софокл); по другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидийцы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правления Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода ("один день всё время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на следующий день ели, прекращая игры"). В Древней Греции существовали два типа костей: кубы, идентичные современным игральным костям (назывались "бочонки", играли тремя, позднее – двумя) и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, 6; играли четырьмя астрагалами). Были известны игры: чёт и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг и др. Бросок кости называли ударом. Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных костях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых муж ей (наихудший бросок в 4 очка назывался "собакой", наилучший – "Афродитой"), могли считаться счастливыми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали специальные игорные дома для игры в кости.


В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разрешалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлекались римские писатели и императоры. Император Клавдий даже написал руководство по игре в кости, которое не сохранилось. Известно, что Клавдий так увлекался игрой, что предавался ей даже во время путешествий и военных походов, приказав соответствующим образом оборудовать свои походные носилки.

В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания, при котором их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и изречениями (номера соответствовали выброшенным очкам): гадающий также мог брать в одну руку кость "за себя", а в другую – "за бога", соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвящались Гермесу (Меркурию).

Цезарь, переходя Рубикон, воскликнул: "Вперёд... - куда зовут нас знаменья богов и несправедливость противников! Жребий брошен.". В оригинале: Tunc Caesar, Eatur, inquit, quo deorum ostenta et inimicorum iniquitas vocat. Jacta alea esto. (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей). Если вспомнить, что alea на латыни означает игральная кость, то становится ясно, что Цезарь узнавал волю богов, бросая игральные кости.

В Ветхом Завете в Книге пророка Ионы читаем: "И сказали друг другу: пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда." (Иона 1, 4). И снова понятно, что корабелы метали игральные кости, желая узнать причину шторма.

О распространении игры в кости у древних германцев свидетельствует Тацит (в книге "О происхождении германцев и местоположении Германии"), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жёсткость правил:

...потеряв всё своё достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и своё тело. Проигравший добровольно отдаёт себя в рабство и, сколь бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу.

В своём "Большом завещании" великий поэт Франсуа Вийон (1432-1463) завещает приятелю шулерские кости, залитые изнутри свинцом. Средневековый монах из ордена цистерианцев, канонизированный римско-католической церковью Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux) – (1091-1153), использовал, согласно легенде, своё умение играть в кости исключительно во благо. Средневековая новелла "О возвращении грешника на путь раскаяния" из знаменитого сборника "Римские деяния" представляет образ Святого Бернарда в таком свете:

Некий игрок в кости встречает ехавшего на коне Блаженного Бернарда и говорит ему: "Отче, давай сыграем, я ставлю свою душу против твоего коня". Святой Бернард тут же спешивается и говорит: "Если тебе выпадет больше очков, конь – твой, а если мне, ты отдашь мне свою душу". Игрок согласился и, не раздумывая, метнул три кости и набрал 17 очков. После такой удачи он взял в руки поводья, точно конь уже принадлежал ему. Святой Бернард говорит: "Сын мой, до сих пор при трёх костях можно было набрать и больше очков". И, метнув кости, получил 18 очков, что на одно более, чем игрок. Когда игрок увидел такое, он последовал за отцом Бернардом, прожил святую жизнь и, удостоившись блаженной кончины, отошёл к господу.

Кроме примитивных игр, в которых выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других, принадлежностью которых были игральные кости: Иоанн Салисберийский насчитывает десять таких игр (в том числе – игру трик-трак, позднее трансформировавшуюся в нарды).

Во время Тридцатилетней войны игры в кости очень любили ландскнехты. Множество великих полотен мировой живописи рисует солдат, играющих в кости, – начиная с римских, разыгрывающих у подножия креста на Голгофе одежду распятого Спасителя.

В греческой мифологии есть предание, объясняющее происхождение азартных игр и, в частности, игры в кости. Однажды богиня случая Тиха прогуливалась в тенистых рощах Олимпа, когда Зевс (тогда ещё молодой повеса и развратник) соблазнил её. От этого союза родилась девочка, необычное дитя, находившее удовольствие исключительно в придумывании различных игр, где исход решал только случай. Она с удовольствием взирала на ссоры, возникавшие между игроками, и уговаривала расстроенных проигравших покончить с собой.

Потакая своей жестокосердной дочери, Тиха одарила её домами, у порога которых, заманивая прохожих, горели негаснущие лампы.

Законодательные запреты

Первый известный нам закон об азартных играх – Lex aleatoria (alea – игральная кость) – был утверждён в Риме в III веке до Рождества Христова. Он запрещал alea – азартные игры в кости и разрешал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские. В Древнем Китае (II век до Р.Х.) отправляли на каторгу за азартную игру шупу.

В X веке (952 г.) императором Священной Римской империи Оттоном Великим игра в кости была запрещена духовенству под страхом отрешения. В 1188 году английский король Генрих II запретил крестоносцам играть в кости. Из указа Людовика Святого, 1255 г., видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 гг. запрещают игру в кости, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 г. появился указ против распространившихся поддельных костей (des pipes).


Запреты не мешали играм в кости оставаться любимым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Исидору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревянную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на доску, разделённую на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки (от 1 до 6). Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская "игра в гуся" – на специальной доске с изображением гуся).

Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В "Ludus clericalis" (или "Ludus regularis"), изобретённой епископом Вибальдом из Камбре (X в.) с целью отучить монахов от азартной игры на деньги, комбинации чисел на костях обозначают христианские добродетели: 1.1.1 – любовь, 1.1.2 - вера, 1.2.4 – целомудрие и т.д. Монах, "выигравший" высшие добродетели, облекался правом обучать им остальных монахов. Епископ Герберт, впоследствии Папа Римский Сильвестр II, изобрёл ритмомахию – игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов (в том числе во французском фаблио "Об игре в кости", XIII в.) изобретение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно вышеупомянутому фаблио, очки на гранях кости символизируют "злонамерения" дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом против Бога, двойка – против Бога и Богородицы, тройка против – Троицы и т.д.

Однако игра в кости может служить и спасению души: св. Пётр, спускаясь в ад, берёт с собой кости, чтобы обыграть жонглёра, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души (фаблио "О Святом Петре и жонглёре").

О бытовании игр с костями животных (игры в "лодыжки", "костыги", "козули") у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включающей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и Бескид, Волынь), так и районы более позднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чём свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками: "И о турех, и о лодыгах, и о колядницех, и про беззаконный быт вы, попове, уимайте детей своих" ("Поучение св. Ильи", XII в.). В XVI-XVII вв. в России чаще всего употребляется простейший вариант игры в кости - ЗЕРНЬ. Небольшие косточки с белой и чёрной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условленной стороной.

Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали наказанию. Однако в 1667 при царе Алексее Михайловиче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменён). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX – начале XX вв. игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскрашивались в разные цвета (красный, чёрный, жёлтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятками лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).


Кости, а также окрашенные и меченые дощечки служили у русских крестьян для жребия при разделе земли, определения первенства в сельскохозяйственных работах или при разрешении тяжб.

В российских тюрьмах – острогах играли парой костяных кубиков с очками на гранях, называя их "быками". Жаргонное выражение "быков гонять" до сих пор означает игру в кости. Каждая комбинация очков носила в остроге своё название, например: 1-1 – голь, 1-2 – тройка, 2-2 – чиква, 2-3 – петух, 5-6 – с пудом, 6-6 – полняк.


Дмитрий Лесной, Лев Натансон